О "неправославных" свойствах Божиих

Мы привыкли думать, что Бог - Высочайшее Существо. И наделили Его высочайшими, со своей точки зрения, свойствами. Бессмертие, всемогущество, абсолютность во всём, что мы считаем для себя благом, мы перенесли на понятие Бог. Надо здесь остановиться и спросить себя: а что благо? Чаще всего под благом для личности мы стали понимать превосходство над остальными. Бессмертный среди смертных, всемогущий среди немощных, сильный среди слабых, премудрый среди ограниченных умом, добрый среди злых, счастливый среди несчастных, радостный среди грустных, свободный среди несвободных и т.д. Бог во всём превосходит всех. Мы поставили Его на "вершину горы", и сказали себе, что на этой "вершине горы", вероятнее всего, можно чувствовать себя лучше всех.

Но никто не задумался, к примеру, из Святых Отцов и многих людей, что было бы с Богом, окажись Он равным среди равных. Хватит ли места на "вершине горы" для большого множеста таких, как Он? И не изменится ли Его состояние от того, что Он не один такой? Также никто никогда не подумал, что Бог думает Сам о Себе. Никто не поставил себя на Его место, потому что ставить себя на место Бога с самого сотворения мира и падения ангелов считается страшным грехом, преступлением.

А мы всё же возьмём и всё же подумаем, так ли хорошо быть Богом?

Во-первых, окажись Бог равным среди равных, опрокидывается заповедь о том, что Бог един (один).

Во-вторых, Бог, находясь в обществе равных Себе, перестаёт думать Сам о Себе в превосходной степени. Он больше не будет преблагим, премудрым, всемогущим, свободным и т.д. Бог лишается своих божественных свойств.

В-третьих, Богу и Ему подобным надо будет обязательно решить, кто над ними главный. Из этой потребности найти главного, Бог и равные Ему выведут критерии, каким должен соответствовать главный. И история, как жизнь, замыкается в круг, повторяется. Бог и равные Ему, скорее всего, придут к идее существования кого-то, кто выше их всех, трансцендентен, совершеннее их, независим от них, сильнее их, превосходнее их. От осознания того, что есть ещё кто-то, кто совершеннее их, а они несовершенны, Бог и равные Ему станут несчастными. И (о, Боже, как скучно!) история повторится так же, как и у людей.

Разорвать этот порочный круг можно только одним. Поставить в главные над собой и себе подобными не самого сильного, а самого слабого. Сделать началом координат самое немощное, самое несчастливое, самое несвободное, самое незащищённое и самое неумное, с нашей точки зрения, существо из нас подобных. Например, нерождённого младенца. Назову его христианский антибог, Золотая Середина между небом и землёй. И выстраивать жизнь исходя из этого. Тогда нашими молитвами будут не просьбы к Богу о счастье и помиловании, а деятельная помощь, богослужение - не хождение со священными предметами вокруг священных предметов, а сама жизнь, поклонение Богу в духе и истине - не строительство культовых сооружений, словотворчество, стихоплётство и песнопения, а здравый смысл.

Каноны православия гласят, что Бог - Существо бессмертное, всемогущее, полностью свободное, вседовольное, всеблаженное.

Разберём первое и второе из этих качеств одновременно. Ибо одно проистекает из другого. Бог бессмертен и всемогущ. Именно из бессмертия Божиего проистекает то обстоятельство, что Бог не может Себя убить, даже если бы очень захотел. Значит Он не всемогущ. Он не может умереть. Ему приходится постоянно жить. Он живёт, живёт, живёт без передышки. Смерти, как отдыха от жизни, Он не знает. Впрочем, здесь можно сделать замечание, что от счастливой жизни и передышки не надо. Счастливой жизнью хочется жить. Но мы порассуждаем о счастии Бога ниже. А сейчас касаемся именно всемогущества Его. Вот и вывод, Бог не всемогущ. Он не властен распорядиться Своей жизнью и смертью, потому что у Него в наличии только жизнь. Выбора у Него здесь нет никакого.

А поскольку выбора нет между жизнью и смертью, Бог лишён и абсолютной свободы, как наивысшего Своего качества. Жизнью и смертью Своими Он распорядиться не может. Он несвободен. Он всегда живой. От жизни у Него только один отдых - сон. Но проснувшись, Ему надо опять жить. Он не свободен Себя уничтожить.

Так, рассуждая, мы коснулись следующего свойства Бога. По мнению церкви Бог полностью свободен. Так ли это? Мы уже пришли к выводу что несвобода Бога проявляется уже в неуничтожимости Бога Самим Собой, в неисполнимости Его желания Себя убить. Также Бог несвободен от Самого Себя. Он не может убежать от Самого Себя, даже если бы очень захотел. Он живёт в Самом Себе. Сам Себя оживляет, Сам Себя питает. Он Сам Себе хозяин и слуга. Должен Сам Себе подчиняться и уживаться с Самим Собой. Даже если бы Он захотел отойти, убежать от Самого Себя, то сделать это Ему невозможно. Поэтому Бог не полностью свободен.

Богу нужно постоянно что-то творить, ведь Он же Творец. К примеру, Он постоянно творит новых людей - мы же рождаемся, не прекращаясь. У Бога такая потребность - творить. Не творить Он не может, потому что от безделья Он, вероятно, становится недовольным. В этом тоже проявляется невсемогущество Божие. Бог не может остановиться в Своём творчестве, даже если это творчество уже давно зашло в тупик. Тупиковым творчеством Бога можно считать то, что дети рождаются у всех людей без разбора, даже у пьяниц, наркоманов, педофилов, в результате насилия, после разводов, абортов или лишения родительских прав.

Так вседоволен ли Бог? Если бы Бог был вседовольный, то мы не наблюдали бы от Него никаких действий по отношению к нам. Вседовольность Бога - это то, что только один Бог всё имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и всё. Но мы-то знаем, что Богу мы нужны зачем-то, иначе Он нас не сотворил, и мы бы не размножались. Также Бог, вероятно, не может быть довольным тем, что делают на земле взрослые люди, иначе не произошли бы закон Божий и монорелигия.

Считается, что Бог всеблажен. Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Если Бог всеблажен, то, стало быть, Ему всё равно на страдания человеческие. Его состояние счастья не изменяется от того, что на земле страдает человек. Значит, Бог - самое равнодушное, самосозерцающее и самодовольное существо, какое можно только себе представить.

Напрашивается вопрос. Такими ли благими свойствами наделили мы своего Бога, что из-за этого возникает так много вопросов? Как Ему Самому живётся с такими свойствами? Интересно ли Ему жить? Ведь Он всеведущий и знает, что было, что есть и что будет. Ничего нового для Него нигде нет и никогда не будет. С каким чувством Он Сам смотрит на Своё творение? Удивляется ли ему, восхищается ли делом рук Своих? Или оно Ему давно наскучило?

На самом деле, жизнь не любит, когда её "разбирают по косточкам", когда говорят, что всё знают о ней. Она преподносит такие курьёзы, что люди сходят с ума, пытаясь разобраться в причинно-следственных связях происходящих в жизни событий. Бог Сам Себя хорошо познал, чтоб быть уверенным, что Сам Себе не преподнесёт никаких неприятных сюрпризов? Почти любой из нас не может сказать про себя с полной уверенностью, я таким или каким другим буду всегда, и ныне, и во веки веков. Так почему церковь не добавила Богу ещё одно официальное свойство, какое должно у Него быть по её логике? Всеуверенность. И написать так про это: Бог всеуверенный, потому что Он уверен в правильности Своих поступков и промысла, Он всегда был, есть и будет уверен в Себе. Но мы-то знаем, что бывает от абсолютной уверенности в себе. Жизнь тебе обязательно покажет свои зубы.

Рисунок 1. Составные части бессмертия

Рисунок 2. Свойства Божии, о которых молчат

Рисунок 3. Эволюция Слова Божиего в мире людей

Рисунок 4. Следствия всеведения Божиего для Его Личности

Рисунок 5. "Неправославное" свойство Бога - всеуверенность

17.08.2012