Святое человечество, где оно?

Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк 10:15)

Религия Священного Писания всё человечество назвало греховным, падшим. В падшее состояние претворилось всё существо наше после грехопадения Адама и Евы. И тело, и душа человека – всё изменилось и более не соответствует тому, каким был с самого начала создан человек. Душа стала подвержена страстям и удобопреклонна ко греху, а тело стало болезненным и немощным. Даже дети рождаются, по мнению церкви, уже будучи греховными существами от грешных родителей.

Неужели же так всё печально? Неужели нет и крупицы в человеке, чему бы можно было порадоваться и сказать: "Вот, это некое свойство в человеке не повредилось от грехопадения, а сохранило свой первозданный образ, подобие Творцу!".

Радуется ли Бог своему собственному существованию? Разумеется, да, радуется! Иначе бы Его не назвали всеблаженным и вседовольным, находящимся в состоянии наивысшего счастья. Радоваться своему бытию – наивысшее счастье. Те, кто рад своей жизни, подобны Творцу в этом Его свойстве. Теперь спросим себя, каким рождается человек? Принимающим своё бытиё или не принимающим? Радующимся ему или нет? Конечно, все скажут, что человек рождается с этим органически ему присущим свойством – приятием и радостью своей жизни.

Теперь вернёмся к началу нашей беседы и спросим себя: "Так ли верно, что все люди без исключения греховны, падшие?". При внимательном рассмотрении жизнь доказывает, что это утверждение не соответствует действительности. Есть в жизни очень сильное противоречие с мнением церкви. И находится оно вот в чём.

Мы детей всегда называем невинными. Если что-то нам надо привести в пример светлое, чистое, негреховное, мы берём в сравнение детей. Детская, младенческая сущность, нетронутая грехом, преступлением, для нас пример подражания. Доверчивость, незлобие, незлопамятность, неумение коварству – вот неполный список органических свойств ребёнка. Свойств, которые сопровождают святость в человеке.

Однако главная святость ребёнка состоит, прежде всего, в том, что он естественным образом живёт одним днём, не помня прошлого и не заботясь о будущем. Этим он подобен Творцу, и подобие это ребёнок стяжал себе не долгими усилиями и работой над собой, а родился с этим качеством, как с готовыми данными, талантом от Бога. Ребёнок, как и Бог, радуется своему бытию. Радость эта дана ему от рождения. В маленьком ребёнке неповреждённое чувство благодарности за свою жизнь. Он счастлив от того, что живёт.

Чем же так важно это качество – не помнить прошлого и не думать о будущем? Да тем, что в таком детском состоянии человек может прожить бесконечно долго, даже не замечая этого. Время не имеет над ним власти. Каждый день для него новый. Человек душой всегда такой, как будто только что родился. Он по состоянию души уже бессмертен.

Так почему человечество всё поголовно названо падшим, греховным? Это неверно.

Дети - святое человечество, которое мы можем наблюдать уже здесь и сейчас! Святое человечество, которое на земле было и есть, сопутствует нам, страдая невинно за грехи взрослых. Каждый человек рождается святым. Даже выражение "дитя блуда" не может испортить эту святость. Плохо, очень плохо, что мы этого до сих пор не заметили!

Жизнелюбие - это святость. Дети жизнелюбивы. Значит, они святы. Надо беречь детей и жизнелюбие в них и относиться к ним с жалостью, трепетно, как к святыне, однако, не потворствуя детскому неразумию. Нельзя разлагать детей всезнанием и пороком.

Преступление против ребёнка усугубляется тем более, потому что это преступление против невинного существа, которое изначально доверяет взрослому. Дети – священное человечество, потому что требуют от нас защиты и окормления. Все живые существа на земле относятся к своему потомству, как к святыне, защищая, питая и согревая его. А мы что? Человек превзошёл самого лютого зверя, научившись удовлетворять свою похоть даже на детях. Такого срама и мерзости нет ни у одного даже самого гнусного животного на земле.

Преступление против ребёнка – это вероломство. Недаром Христос сказал: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф 18:6).

В приёмах написания православных икон принята обратная перспектива, как бы ставящая зрителя в центр картины. То есть центр сюжета – человек, смотрящий на икону. Он – цель спасения, обожения и возвращения к Богу, причина для вочеловечивания Христа. У нас же на практике получается, что мы святыней почитаем всё что угодно: иконы, кресты, религиозные книги, богослужебную посуду, но только не человека. Человек стал для нас слугой, приложением ко всем этим священным предметам.

Мы не заметили, что упустили главное: что же на самом деле есть настоящая святыня и что нуждается в правильном, священном, бережном отношении больше, чем предметы культа? Ответ прост. Конечно же, человек. Но надо добавить, что маленький, юный человек – ещё большая святыня, чем человек уже зрелый, который от возраста потерял качества, присущие детству.

Большее добро - защитить ребёнка, чем стараться помочь взрослому, который сам себя защитить может. Тот, кто нуждается в защите, чем он слабее, тем большие для него требуются усилия для сохранения его жизни и здоровья. Защитить ребёнка – это значит не дать пропасть в нём тому жизнелюбивому состоянию души, когда душа нова, нежна, радостна и доверчива. Когда она не отягощена памятью и размышлениями о жизни, когда она пребывает в вечно новом состоянии, в состоянии бессмертия.

Так почему до сих пор про детство не сказано ни у кого правдивых слов? Что детство – это святое человечество, образ Божий, неповреждённый грехопадением, который жив здесь и сейчас.

25.10.2013