О нравственности и её причинах

Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

Аристотель

Нравственность – это чувство различения добра и зла. Добро принимается нравственностью, а зло – отвергается.

Согласно Священному Писанию свойство в человеке различать добро и зло появилось в результате грехопадения. "Станете, как боги, знающие добро и зло",- сказал змий, когда искушал первых людей в раю съесть запретный плод. До грехопадения человек не был знаком со злом, поэтому и о нравственности нельзя говорить применительно к первозданному Адаму. Первозданный Адам был ни нравственный, ни безнравственный. Можно сказать, что грехопадение человека послужило началом возникновения в человеке нравственности.

Первым проявлением проснувшейся нравственности было решение первых людей закрыть от посторонних глаз, да и от своих тоже, свой срам, наготу. Первым, что пришло в голову Адаму и Еве после вкушения запретного плода, что быть голым – это плохо. Плохо не потому, что холодно или больно, а потому что некрасиво и постыдно. Эта была первая душевная боль, которую почувствовали люди от самого своего сотворения.

Кто сейчас скажет, что быть голым – это хорошо? В лучшем случае скажут, что это смешно. Но никому в голову не придёт вернуться к истокам, пусть даже богоданным, и разгуливать среди себе подобных абсолютно голым. Даже дикари, которые живут в жарких странах и не нуждаются ни в какой одежде, повязывают свои чресла просто потому, чтобы скрыть откровенную наготу от взгляда.

У некоторых Святых Отцов бытует мнение, что первозданные Адам и Ева, вероятнее всего, даже не вступили бы в половую связь до грехопадения, настолько они были святы. Чем бы нарушили заповедь Бога "плодиться и размножаться". Вот и стоит подумать, нравственно ли это было с точки зрения исполнения первых райских заповедей. Не съели бы запретный плод – нарушили бы заповедь о размножении, а исполнили заповедь о размножении – обнаружили, что наги, что равносильно съесть запретный плод.

Напрашивается вопрос, к которому нас подталкивает всё та же нравственность: "Так ли уж плохо поступил змей, что научил первых людей съесть запретный плод познания и пробудить в их душах дремавшую на тот момент нравственность, способность к духовному различению плохого от хорошего?".

И нравственно ли поступил Бог, когда проклял изначально созданную слабее Адама Еву в равной степени с Адамом, который был изначально сильнее её? Справедливо ли это – уравнять в наказании неравных по силе виновников? Одинакова ли вина у сильного и слабого при одинаковом преступлении? Будем ли мы судить ребёнка-убийцу так же сурово, как будем судить взрослого, здорового мужчину-убийцу? Над этим вопросом стоит подумать!

Наличие нравственности в нас, людях, которые родились привычным для всех путём после грехопадения, т.е. от папы и мамы, выражается, прежде всего, в том, что злодеяния порождают в нас душевную боль, а добро возбуждает духовное удовлетворение и душевную радость. Сигнальная система нравственности похожа на ту, которая существует при формировании в нас понятий "плохо" или "хорошо" для физического тела – больно, не больно, приятно. Только она имеет своё измерение в духовном мире, в мире психики и ума.

Если человек страдает от того, что становится свидетелем или источником злодеяния, что не может по каким-то причинам сотворить добро, мы говорим, что этот человек нравственный, в нём говорит совесть. А если злодеяние приносит человеку не боль, а удовольствие, то мы говорим, что такой человек безнравственный. Безнравственному человеку причиняет душевную боль добро, а нравственному – зло.

Так есть ли у нравственности причина? Или она, как дар Божий, кому-то даётся, а кому-то не даётся? Или её можно в самом себе самому насадить? Если можно, то как?

На самом деле, здоровая нравственность дана всем людям без исключения с самого рождения. Просто она в маленьком возрасте мала, а с ростом тела растет вместе с ним. Вернее, так должно было бы быть. Как мы питаем тело для роста, так для нормального роста и созревания нравственности нужна соответствующая для неё пища. Но у людей, к сожалению, этот момент питания нравственности нарушен по причине того, что она – невидимая часть человека. А если невидима, то ею человечество перестало заниматься, положив, что смысл жизни только в видимых, телесно ощутимых удовольствиях. При рассмотрении нравственности нет видимых результатов, по которым можно свидетельствовать о её росте и здоровом состоянии. Её нельзя взвесить на весах, измерить линейкой, померить её температуру градусником. Она невидима. Она видима только духовным зрением, которое пропадает чаще всего при росте тела и половом созревании.

Здоровая нравственность, как зародыши зубов у беззубого младенца, присутствует в душах у всех без исключения людей при их рождении. Недаром дети более восприимчивы к любви и добру, чем взрослые. Дети меньше отошли от зародыша нравственности, чем взрослые. Чем человек взрослее, тем менее в нём проявления нравственности. Потому что нравственность, вспомним, надо питать, а не морить её голодом.

Нравственность – это данность у всех без исключения людей, но которую можно не взрастить, а то и вовсе потерять, став духовным инвалидом. У нравственности нет причин, кроме той, что она дана так же, как дана форма тела человека, в какой бы стране или социальной группе, от законного брака или от беспредельного блуда он не родился. Даже у новорожденного антихриста такая же нравственность, как и у новорожденного Христа. Весь вопрос в том, как растить нравственность или не растить её вовсе.

Нравственность в человеке не должна зависеть от того, верующий он в Бога человек или нет, смертный он или бессмертный. Она должна быть, и всё. Так же, как есть голова, глаза, руки, ноги, волосы. Она должна быть здоровой независимо от пола, возраста, национальной, религиозной или политической принадлежности или каких-то других условий. Она должна быть и быть здоровой безо всяких причин, кроме той, что она – неотъемлемая часть здорового человека.

Рисунок 1. Чистые противоположности

Рисунок 2. Кто тянет вверх и кто вниз

Рисунок 3. Что способствует росту, а что падению

Рисунок 4. Становление нравственности в человеке

Рисунок 5. Новорожденный Христос и новорожденный антихрист по нравственности равны

01.09.2013