Опасности бессмертной жизни, о которых надо знать заранее

И взял я книжку из руки Ангела, и съел её; и она в устах моих была сладка, как мёд; когда же съел её, то горько стало во чреве моём. (Откр 10:10)

Бессмертная жизнь спасённого человечества почти всем без исключения представляется как некое вечное блаженство в Раю, где души праведников гуляют среди райских прекрасных деревьев с красивыми птицами на ветвях и слушают прекрасное пение Ангелов Святых, воздающих славу Творцу.

Но это духовное видение Рая. Мы же в Символе Веры ещё говорим: "Чаю воскресения мёртвых и жизни будущего века". Воскресение это ожидается таким, что мёртвые воскреснут в новых, нетленных телах, а вечная жизнь после Страшного Суда будет не вне тела, а в теле. Как будет складываться та, чаемая, земная жизнь века будущего, никто толком не знает.

В Откровении Иоанна Богослова говорится о тысячелетнем царстве Христа, которое будет после первого воскресения мёртвых. Будет ли это период из лет, к которым мы привыкли, или это только аллегория, говорящая нам, что у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Или это тысячелетнее царство уже настало и идет. Мнений по этому поводу высказано уже достаточно много. Мы же остановимся на том, что в Откровении всё же говорится о тысячелетнем царстве Христа, как о периоде, который будет после Страшного Суда и первого воскресения мёртвых.

"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр 20:4-6).

Таким образом, Библия уже даёт некое представление о жизни после воскресения мёртвых. Если текст Откровения понимать буквально, то первый период царствия Христа продлится в промежутке между первым и вторым воскресением, и продлится он тысячу земных лет. Попробуем построить модель жизни, которая не отрицает существование земли и неба в том виде, к которому мы привыкли сейчас. Разве что небо и земля как-то обновятся, очистятся, но ход времени не переменится, не замедлится, не остановится, а просто станет бесконечным, кругообразным.

Вот что пишет протоиерей Валентин Бирюков в своей книге "На земле мы только учимся жить": "Вся эта жизнь является школой. Вся наша жизнь только состоит в подготовке к вечной. Здесь, на земле, мы не живем, а только учимся жить в Отечестве Небесном". Давайте спросим себя, что же это за жизнь в Небесном Отечестве, если при подготовке к ней надо прилагать такие чудовищные усилия по самовоспитанию, какие предлагает христианство?

Видимо, жизнь эта вовсе не связана с бесконечным отдыхом и почиванием на лаврах. Видимо, в ней потребуются навыки самоконтроля над собой, видения своих недостатков, и там тоже предстоит прилагать над собой усилия не давать семенам зла, потенциально существующим всегда в нашей свободной воле, давать всходы и повергать мир в новое грехопадение и катастрофу.

Давайте спросим себя: вечная жизнь на обновлённой земле будет ли прекрасна сама по себе независимо от нас? Или её прекрасность всё же будет зависеть от наших воли и сознания?

На самом деле вечная жизнь на земле таит в себе опасности, о которых лучше знать заранее.

В вечности мы, как твари, созданные по образу и подобию свободного Бога, сохраним нравственную свободу. А мы знаем, что именно в свободе воли кроется причина зла. Зло появляется, когда мы свою свободу употребляем против воли Бога, нарушая Его заповеди. У православных христиан бытует убеждение, что Ангелы Святые настолько укрепились в добре, что грешить уже не могут. А злые, падшие ангелы, укрепились во зле настолько, что не могут покаяться и встать на добрый путь. Так же православие рассуждает и о человеке. Человек, по мнению православных, может каяться только, пока живёт на земле. А умерев, он уже покаяться или как-то измениться в нравственности уже не может, переходя в вечное состояние, какое заслужил. Отчасти они, конечно, правы.

Но возникает некоторая проблема. Получается, что мы, по воскресении из мёртвых нравственную свободу уже иметь не будем, потому что будем "укреплены" в том нравственном состоянии, в каком нас застигла земная смерть. Но мы отвлеклись. Об этом стоит порассуждать в отдельной теме. Но надо сказать, почему мы коснулись этого здесь.

Хочется, чтобы нравственная свобода выбора между добром и злом сохранилась за нами и в вечности, чтобы мы могли называться истинно свободными, а не "привязанными", как куклы на нитках, каждый к своему "отцу": добрые – к Отцу Небесному, а злые – к отцу лжи, дьяволу. Иначе нарушается смысл богоподобия. Мы становимся просто марионетками в руках сильного духа, а вовсе не самостоятельно думающими существами.

В общем, верно то, что вечная жизнь на земле таит в себе опасности, о которых лучше знать заранее. Эти опасности собраны в таблицу, которая приведена ниже.

Таблица 1. Опасности бессмертной жизни на земле

Рисунок 1. Список опасностей бессмертной жизни (см. Таблицу 1)

Рисунок 2. Почему книжка, съеденная из рук Ангела, стала горькой во чреве (см. эпиграф)

01.09.2013