Попускает ли Бог искушения человеку выше его душевных сил?

Попускает ли Бог искушения человеку выше его душевных сил? Да, попускает. Иначе, не было бы людей, получивших в результате жизненных скорбей психическое нездоровье.

Это утверждение идёт в разрез с православной точкой зрения, согласно которой Бог не попускает человеку искушений выше его душевных сил. Потому, что повредившись душой, человек вообще не смог бы познавать Бога и его волю. Душа - орган богопознания, центральное место, ради которого вообще всё началось и имеет смысл, место, которое пришёл спасать Сам Бог. Как же Он может благоприятствовать потоплению души, ради которой Он вообще всё затеял? Вот и считается, что если случилось так, что человек заболевает душой от невозможности сделать выбор или других причин, то считается, что человек виноват в этом сам, потому что он грешен.

Можно ли полностью согласиться с православной точкой зрения? Думается, что не совсем. И вот почему.

В случае с психическими заболеваниями, не вызванными беснованием, наркотиками, пьянством, развратом и т.п. грехами, церковь разводит руками и отсылает лечиться в психиатрическую больницу, впрочем, не оставляя приход. Но может ли случиться так, что именно церковь послужила для возникновения психического расстройства в человеке? Церковь категорически отрицает это. Причастие, таинства церкви признаны богодухновенными и богоданными. И чтоб они могли послужить причиной для болезни, например, психического расстройства, на это у церкви один ответ: "Этого не может быть!".

В чём кроется такая уверенность? В том, что от Бога ничего худого не бывает. Но так ли это? На самом деле Бог умело разрушает то, что Сам же умело создаёт. Вот примеры.

Когда Бог помогал евреям выйти из рабства фараона, он говорил так: "Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними (за еверями), и покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его … И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми" (Исх 14:4-8) Т.е. Бог намеренно ожесточал фараона, чтобы создать трудности для исхода израильтян из египетского рабства, из которого Он Сам же хотел их освободить.

Вот ещё пример. Когда Иисуса Христа спросили, за какие грехи родился слепорожденный человек, Иисус ответил: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин 9:3) Т.е. Бог намеренно сделал слепорожденному человеку зло, создав его увечным, чтоб потом показать всем, как Он умеет исцелять. Это равносильно тому, что человек толкнёт другого человека в яму, а потом из этой ямы вытащит, выдав последнее за свою истинную любовь к ближнему.

Вот ещё один пример. В отношении к допотопному человечеству Библия повествует: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Быт 6:6-7). Как будто всевидящий, всепроникающий, всезнающий Бог не знал, что человечество развратится до такой степени, что наведёт тоску на Самого Бога. Однако такое предвидение не помешало Богу сотворить человека всё равно.

Значит, у Бога есть надежда, что найдутся люди, которые поймут Его и Его замысел о человеке. Значит, что есть нечто, что неизвестно Богу, чего пока Он не имеет, но Он надеется обрести. Это нечто – во власти человека. Вот Бог и возится с человеком, как если бы возился с Самим Собой, будь Бог человеком, воспитывая человека кнутом и пряником.

Этот кнут и пряник не что иное, как если бы Бог совершал зло против Себя Самого, а потом давал Себе передышку. Но совершение зла против Себя Богу нужно не как самоиспытание Своих собственных воли и чувств, а как, вероятнее всего, необходимость действенно показать человеку то, что Он от него хочет. А Бог хочет от человека одного – понимания и любви. Понимание и любовь к Богу не приходят только от одной веры в Бога. Нужно ещё уметь Его жалеть (надо угадать, за что) и желать Ему жизни, чтоб Он был. Но это на первой стадии. Когда понимание и любовь к человеку придёт, Богу потребуется от человека следующая ступень духовного совершенства – способность правильно судить Бога, как если бы человек сам был Богом.

Зачем Богу нужен такой суд над Ним Самим? Это есть великая тайна и нетайна одновременно. Подумайте сами, нужен ли человеку суд кого-то постороннего, кроме суда над самим собой? Праведный человек согласится с тем, что нужен суд не только внутри себя самого в виде совести, но и нужен суд другого человека и даже третьего, которые бы увидели тебя со стороны и сказали бы тебе, что в тебе не так. Кто говорит, что Богу третейский суд не нужен, потому что Он знает, что Он совершенен, и судит Сам о Себе правильно, на самом деле имеют источником этой мысли не праведность, а нежелание войти в положение Бога, понять, почему Он такой, а не другой. Надо дать Богу себя съесть. Это - найти в себе талант ответить правильно, без лукавства, на все мыслимые и немыслимые вопросы, которые задаёт жизнь, не потеряв при этом рассудок и жизнелюбие.

Бог ищет для Себя смысла Своей жизни. И без человека Ему в этом не обойтись. Смысл жизни Бога – прекратить вековечное зло, проявляющееся в падении твари и невозможности ей выбраться из этой ямы самостоятельно, прекратить пожирательство слабых сильными ради выживания сильных. Потому что при окончании такой пищи сильный начинает всегда видеть "логический" конец своей собственной жизни. Бог Сам Себя поставил в низ пищевой пирамиды, где стал центральной Жертвой, которую поедают Ему подобные. Он дал Плоть и Кровь Сына Божия в пищу людям, чтоб те через эту еду прочувствовали положение Бога, каково быть Богом на самом деле, дающим всему жизнь и пищу. Люди сейчас доедают Тело Бога и допивают Его Кровь, но одновременно и создают нетленное, непоедаемое Тело Новое, материалом для которого являются они сами. Это тело – Церковь Христова.

Но не нашлось пока ни одного взрослого человека в современной церкви, который сказал бы себе так: "Я перестал (перестала) есть Тело и пить Кровь Христову, потому что я не ем себе подобных и не пью их кровь". Но прежде надо напитаться и напиться Причастием, чтоб так можно было рассуждать без соблазна встать на дьявольский путь. Это всё равно, что подняться на вершину горы, на которой дуют страшные ветры со всех сторон, а стержня и сил в себе не иметь противостоять этим ветрам. Иначе сдует мгновенно.

Искушение Богом человека выше его человеческих сил души есть не что иное, как то, что Бог Сам Себя бы искушал потерей смысла жизни и тягой к самоубийству. Богу нужно увидеть, как человек, потеряв Бога и смысл жизни, сможет самостоятельно вернуть всё это себе, как он способен будет к самолечению, самовоспитанию и, если надо, к самопонуждению жить с этим недугом. Богу это не просто интересно, как бы это было из любопытства, а это Богу необходимо, чтоб Самому научиться у такого человека противостоять потере смысла жизни, тяге к самоубийству и научиться самообретению способности жить вечно, не выискивая в жизни её "логического" конца.

Когда ты, человек, устал от жизни, выспись хорошенько, потому что это первое лекарство от такой усталости. Потом, если тебя одолела скука, развлекись, но так, чтоб никому не причинить зла. Очень хорошо помогает развеять скуку полезное дело. Главное во всём этом – сохранить жизнь свою и ближнего. Потеря смысла жизни – это как будто от тебя жизнь просто спряталась, как маленький ребёнок, который очень хочет, чтобы его нашли.

27.08.2012